Советы учителя-дефектолога

О работе учителя-дефектолога ПКПП

 

В нашем учреждении образования организован пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – ПКПП) с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.

Деятельность ПКПП направлена на решение 3-х основных задач:

  • выявления детей 4-6 лет, имеющих речевые нарушения;
  • коррекции речевых нарушений;
  • профилактики возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Коррекционные занятия в ПКПП помогают усвоению дошкольной образовательной программы и параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения решают такие задачи:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие мелкой моторики и координации движений;
  • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического строя речи;
  • формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.
свернуть

Когда стоит обратиться за помощью к дефектологу

Если в 3 – 3,5 года

  • ребёнок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • в его речи полностью  отсутствуют союзы и местоимения;
  • он не повторяет за Вами слова;
  • Вы совсем не понимаете его речь (при этом искажённое произношение шипящих и звонких согласных (р,л) звуков является нормой);

Если в 4 года

  • у ребёнка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000слов);
  • не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствует связная речь, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

Если в 5 – 6 лет

  • всё ещё проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
  • ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке;
  • допускает грубые ошибки при построение предложений (при этом допускает ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Всё это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как учитель – дефектолог в учреждении дошкольного образования или логопед в поликлинике

свернуть

Организация логопедических занятий с детьми дошкольного возраста дома

●  Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

- большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им артикуляционных упражнений;

- «лото» различной тематики;

- муляжи фруктов и овощей, наборы игрушечных животных, кукольную посуду и т.д.;

- разрезные картинки;

- картинки по различным темам;

- шнуровки, счётные палочки, конструктор и т.д.

● Все занятия должны строиться по правилам игры!

● Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

● Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

● Не переутомляйте ребёнка! Не перегружайте его информацией!

● Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

● Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-25 минут!

● Отложите занятия, если ребёнок болен или плохо себя чувствует.

● Знакомьте ребёнка с детской литературой! Прочитав ему несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребёнку вопросы по тексту.

● Говорите четко, повернувшись лицом к ребёнку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

● Не употребляйте слово «неправильно»!

● Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи!

Требования к проведению артикуляционной гимнастики:

● Артикуляционная гимнастика должна выполняться ежедневно.

● Длительность артикуляционной гимнастики – 5-7 минут.

● Упражнения выполняются сидя или стоя перед зеркалом, ребёнок должен видеть лицо взрослого и своё лицо.

● Сначала артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, по мере овладения ими темп возрастает.

● Количество повторения каждого упражнения постепенно увеличивается от 5 до 20 раз.

● Необходимо следить за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью движения, плавностью, темпом выполнения, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.

● После разучивания перед зеркалом артикуляционных упражнений можно переходить к их выполнению без зрительного контроля.

● Гимнастику желательно выполнять под счёт, с использованием картинок – символов, стихов и загадок, «Сказке о Веселом Язычке».

свернуть

Как расширить словарный запас ребенка

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явления­ми. Перед ним открывается много интересного, нового, при­влекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как назы­вается? Из чего и как сделано? Для чего?»

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родите­лям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлени­ями окружающей жизни, учить правильно называть предме­ты домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которы­ми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показы­вать и называть здания, транспорт, растения и другие интере­сующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запо­мнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого сле­дует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Лис­топад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливает­ся воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недо­статочно. Для закрепления нового слова, например, «листо­пад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление, прочитать рассказ или сти­хотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

 Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят...

И только тогда, когда новое слово будет применено ребен­ком правильно, можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых по­мочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, ве­личину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и од­ного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

Например, накры­вая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб. Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь вся­кий раз, садясь за стол, она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий. Или: перед ребенком два мяча — боль­шой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качест­во. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

 Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

Например, ребенок пришел с детского утренни­ка. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и пого­ворить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебы­ваясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фраза­ми, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движени­ями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатле­ниями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма вы­ражения мысли станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг пред­ставлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружаю­щем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлени­ях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребен­ка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглиру­ют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка бол­тать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

Помочь детям сознательно усваивать слова и активно поль­зоваться ими могут следующие упражнения.

  • «Подбери определение», например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.
  • «Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, ма­хровое... (полотенце).
  • «Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар... (варит, печет, жарит); ветер... (воет, срывает листья, пыль подни­мает, парус надувает).
  • «Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу... (дворник), водит поезда... (машинист), лечит людей... (врач).
  • «Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют... (ка­рандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).
  • «Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металличес­ким и т.д.): хмурым... (небо, лицо, утро, день, погода).
  • «Назови части целого»: дерево... (ствол, ветки, корень лис­тья); обедать... (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т.п.
  • «Дай три названия и больше»: стол... (мебель — вещь); кле­вер... (трава — растение); каша... (блюдо—пища—питание).
  • «Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес... Дворник взял метлу, он будет...

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словар­ную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами пред­лагается целая система упражнений, направленная на:

  • подбор антонимов и синонимов к заданному слову;
  • отыскивание антонимов в рассказах, пословицах, пого­ворках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;
  • договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой...;
  • составление предложений со словами синонимического ря­да (струится, журчит, льется), парой антонимов (умный—глу­пый, весело—скучно);
  • объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;
  • подбор близких по смыслу слов к каждому значению мно­гозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;
  • рисование на тему многозначного слова;
  • нахождение многозначных слов в пословицах, поговор­ках, загадках, литературных произведениях;
  • придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
свернуть

Гимнастика для пальчиков и развитие речи

Родителей всегда волнует, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Одним из важных аспектов развития малыша является развитие мелкой моторики и координации умений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Тонкую моторику ребенок развивает в результате манипулирования с предметами.
Неговорящий ребенок имеет, как правило, плохо развитую тонкую моторику.
Развитие тонкой моторики способствует развитию хорошей, связной, членораздельной речи, а также осуществляется воздействие на активные точки, связанные с корой головного мозга, центрами речи, косвенное воздействие на общее интеллектуальное развитие ребенка, подготовка к овладению навыком письма, компетентность малыша в предметном мире.

В первый год жизни малыш овладевает следующими навыками:

  • засовывает палец в различные отверстия в игрушках или мебели
  • захватывает игрушку, чаще двумя руками
  • ощупывает предмет, к которому прикоснулся
  • вкладывает один предмет в другой
  • вынимает предметы из коробки по одному
  • складывает предметы в коробку
  • исследует предметы с помощью рук
  • удерживает два из трех предложенных предметов
  • берет маленькие предметы пальцами, а большие - всей ладонью
  • держит в каждой руке по предмету
  • долго манипулирует понравившейся игрушкой
  • одной рукой перебирает пальцы другой
  • ломает на части, крошит кусочки булочки
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую

    Это развивает мелкую моторику рук.

    Заниматься можно с первых недель жизни:
  • мелкий массаж кистей и пальцев рук, воздействие на активные точки
  • выполнять простые игры упражнения, сопровождающиеся потешками (Сорока, Ладушки и т.д.)
  • учить малыша дотягиваться и захватывать предметы (шарики, палочки, валики), разные по фактуре и материалу, для развития осязания (2-3 месяца)
  • развивать навыки самообслуживания (застегивать и расстегивать пуговицы, молнии и т.д.)

Начиная со второго полугодия жизни, старайтесь разнообразить игры с малышом, чтобы стимулировать развитие тонких двигательных навыков (используйте вкладыши, конструкторы Лего, бусы, мозаики, кнопочницы, пуговичницы и т.д., арсенал Монтессори и Никитиных, игры с песком и водой, матрешки, пирамидки). 

свернуть

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

■  «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

■  «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

■  «Паровозик свистит»  (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

■  «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

■   «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

■ «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

■  «Узнай, что это» (развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

■  «Чья фигурка дальше улетит?» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

■ «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

■ «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

■ «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

■ «Новогодние трубочки-шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

■ «Надуй игрушку» (развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

Для губ.

■ «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

■ «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

■ «Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

■ «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

■  «Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

■  «Заборчик» — «Бублик», — «Улыбочка» — «Хоботок».

Чередовать положение губ.

■ «Кролик».

Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

■ «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

Для языка.

■ «Автомат», «Пулемет».

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

■ «Барабанщик», «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

■  «Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

■ «Веселая змейка» (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

■ «Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

■  «Горка», «Киска сердится».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

■ «Грибок» (растягивание подъязычной связки).

Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

■ «Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк бол-бочет).

■  «Иголочка»,   «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

■ «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

■ «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

■ «Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

■ «Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

■ «Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

■ «Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

■ «Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя...».

■ «Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

■  «Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

■ «Посчитаем нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.

■  «Почистим нижние зубки» (удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

■  «Приклей конфетку» (удержание языка вверху).

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

■  «Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]).

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

■  «Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

■  «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

■ «Футбол», «Спрячь конфетку».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

■  «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

■  «Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

■  «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

■  «Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

■  «Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

свернуть